Мы пока еще аборигены
— Нужно ли исследовать космос и развивать науку и технологии в этом направлении? Это риторический вопрос.
Представьте, например, ситуацию, если бы в 1450-х годах вы спрашивали бы у португальцев о важности исследования океана. Сейчас мы смотрим на это с высоты развития науки и техники, но по сути мы все те же аборигены, тревожно глядящие в даль океана и не знающие, что за ним. Сейчас океан не приносит сюрпризов: известна карта мира. Но, чтобы до этого дойти, пришлось изобрести, например, хронометр, астролябию, развить навигационные знания. Так же и с космосом. Когда первый человек полетел в космос, вся планета объединилась в общей радости, была преодолена новая граница, и люди узнали, что там, за пределами атмосферы. За эти годы было запущено множество спутников, позволяющих, в частности, передать нашу газету в любую точку мира, построены системы глобальной навигации, которые позволяют летать самолетам и не сбиваться с пути кораблям, или найти вашу кошку по GPS-ошейнику. Спутники дают информацию для предсказания погоды, а это уже агросектор. И это то, что уже сделано. Но благодаря ученым, мы можем двигаться к призрачной космической Индии — освоению Марса и Луны, поиску ресурсов на астероидах, исследованию солнечной системы и космоса, поиску следов жизни и экзопланет, пригодных для жизни. Ну что, важно ли исследовать космос? По моему мнению, это то, что должно прививаться на уровне детства, школы. Воспитание исследователей, а не потребителей. Космос — это не важность, это необходимость. Фернану Магеллану и его последователям, возможно, не очень хотелось подвергать себя неведомым опасностям, совершая кругосветное путешествие, но как много это изменило. Так будет и с космосом.
Я в своем кружке, кстати, стараюсь поддерживать знания ребят о космосе. Рассказываю им про вехи его освоения, астронавтов, исследовательские станции, луноходы и марсоходы. Ведь мало кто сейчас знает, что в СССР был целый космический флот. Мне нравится, что это вызывает интерес у моих воспитанников.
Алексей Краснопивцев, руководитель кружка «Робосфера» Медвенской школы