УДИВИТЕЛЬНАЯ Планета под названием «Паники»
Самое большое село нашего района, и самое необычное. Оно разительно отличается от остальных населенных пунктов — географией, укладом жизни, социально-экономическим положением
В Паниках находится производственная база самого мощного сельхозпредприятия района ООО «Грейнрус Агро», которое оказывает неоценимый вклад в развитие инфраструктуры села. Помогают малой родине и местная ООО «Агрофирма «Родник» и КФХ Ерпулева С.В. Однако проблемы, требующие немедленного решения, есть в любом муниципальном образовании. Мой приезд в Паники был обусловлен причиной весьма актуальной для ранней весны — жалобами местного населения на состояние грунтовых дорог.
Аттракцион не для слабонервных
— Что ж, поехали смотреть наши самые проблемные участки, — такими словами встретил меня глава Паникинского сельсовета Александр Стародубцев. — Нет, не зачитывайте список, я его прекрасно знаю. Начнем, пожалуй, с 3-ей Бригады.
На протяжении нескольких метров по улице 3-я Бригада проложен асфальт. А далее начинается нечто невообразимое. Крутые спуски и подъемы идут один за одним. Дороги как таковой нет — просто огромные рытвины и канавы. И со всех сторон заросли кустов. Но и они — полбеды. Гораздо хуже — наличие колодцев практически на проезжей части. Ясно, что мощному грейдеру здесь делать нечего. А маленький просто не справится с глубокими канавами. Положение безвыходное.
— Местные жители пользуются дорогой, поросшей травой, идущей по огородам. По ней даже легковушки в распутицу проезжают. Сейчас я Вам ее покажу, — комментирует нашу экскурсию сельский мэр.
Сразу скажу — если бы эту дорогу видели сотрудники госавтоинспекции, они бы просто не поверили своим глазам, что такое вообще возможно. Две накатанные колеи только-только чтобы вместились четыре колеса авто, и крутой обрыв на протяжении всей этой извилистой автомобильной чудо-трассы. Честное слово, примерно на середине этого «аттракциона ужасов» я хотела выйти из машины и пойти пешком. Вот только сделать это было невозможно — выходить было просто некуда. Волей-неволей пришлось доехать до конца. Ай да паникинцы! Они этот путь проделывают по несколько раз в день. Привыкли, наверное…
— А вот эту проблему нам удалось решить, — Александр Владимирович останавливает «Ниву» возле въезда на улицу 1-ая Бригада. — Дорога здесь асфальтовая, но заехать на нее весной и в сильный дождь было невозможно — подъем буквально «затягивало» илом и черноземом, стекавшим с близлежащих полей. Прошлой осенью проблема после многолетних мучений наконец-то была решена — на этом участке сделали несколько сливов для воды. А еще вырубили клены, мешавшие движению. Неподалеку от этого места расположен подъезд к паникинскому кладбищу. Тоже грунтовка, которую глава попытался «усилить» стройматериалом, оставшимся от ремонта Паникинской школы. Мера, конечно, временная. К кладбищу в таком большом и прогрессивном селе нужна дорога с твердым покрытием! И буквально на днях стало известно о принятом решении строительства асфальтированного подъезда к Паникинскому кладбищу. Деньги на эти цели в размере одного миллиона рублей выделены из районного бюджета. Работы начнутся уже нынешним летом.
И пусть меня критикуют!
Миновав местный погост, мы двигаемся по асфальтовой дороге улицы 1-ая Бригада. В свое время на нее паникинцы жаловались неустанно — ну почему асфальт проложили не по улице, а по верху, по огородам! Это же так неудобно и для жителей, и для автомобиля скорой помощи, и для почтальонов. Хотя после того, что я увидела на 3-ей Бригаде, наличие дороги с твердым покрытием (пусть и немного не там, где нужно) кажется мне настоящим благом.
— Местная легенда гласит, что дорогу эту в советские времена строил один из партийных боссов. И спорить с ним по местоположению асфальта тогда никто не решился, — рассказывает Александр Владимирович. — Ну да дело прошлое. А наша задача сегодня — пустить по данной дороге школьный автобус. На улице 1-ая Бригада проживает 150 человек, в том числе 20 детей и 9 дошкольников. Но нужно расширить дорожное полотно и в логах сделать необходимые ограждения. Проект на работы уже есть, будем надеяться, что и финансирование будет.
— А как же паникинцы, у которых вообще никакого асфальта нет, одна грунтовка, и то нечищеная?
— Я все понимаю. Но приоритет будет там, где проживает больше населения. Для того, чтобы проложить 5-6 километров нового асфальта, нужны просто баснословные суммы денег. А вот благоустроить уже имеющуюся дорогу для того, чтобы возить по ней детей — мероприятие, хотя и тоже затратное (его стоимость порядка 20 миллионов рублей), однако реальное и выполнимое, особенно, если учесть, что его выполнение находится на контроле у губернатора, и паникинцы имеют все основания рассчитывать на областное финансирование. В общем, это моя позиция, и пусть меня критикуют те, кому она не нравится!
Не дорога, а сплошное безобразие!
О том, как сильно будут критиковать храброго Александра Владимировича, я поняла при въезде на улицу Нахаловка. Вообще, поехали мы туда зря. С трудом преодолев несколько первых «спусков-подъемов», сельсоветовская «Нива» прочно застряла в вязкой белой глине. Кстати, для кого-то белая глина — стройматериал, а для кого-то грязь под ногами — досадная помеха. Вот такие «зигзаги» судьбы.
А вообще Нахаловка и Зеленовка — улицы потрясающие. Не только из-за белой глины. Красота здесь просто непередаваемая! И места эти, несмотря на чудовищное бездорожье, отнюдь не пустынные. В каждом доме — жизнь. И везде кипит работа — на всей протяженности этих улиц жители усиленно выпиливают и вырубают деревья и поросль.
— Они готовятся к грейдированию! — с грустной улыбкой прокомментировал Александр Владимирович. — Я пообещал им, что грейдер будет при условии, что население вдоль дороги кусты вырубит.
— Вы выполните обещание? — уловить сомнение в голосе сельского мэра мне было нетрудно. — Люди же так стараются! Я вообще не представляю, как они отсюда выбираются, здесь даже пешком не пройдешь. Разве что «тайными партизанскими» тропами.
— На грейдирование, чтобы нанять технику из дорожной фирмы (частник здесь ничего не сделает), денег в сельсовете нет. Тех средств, что выделяет район на содержание дорог, недостаточно. Мы не можем все потратить на приведение в порядок двух улиц, а с остальными дорогами ничего не делать, ни отливы, ни прочистки, ни скашивание сорной растительности по обочинам. Поэтому я очень надеюсь на помощь наших сельхозтоваропроизводителей и на содействие администрации Медвенского района. Это тот случай, когда самим нам не справиться.
Три тополя в центре Драчевки
Следующий пункт нашей поездки — село Драчевка. Благодаря героическим усилиям главы сельсовета, многострадальная «Нива» освободилась из «грязевого плена» и выехала на асфальт, где ее перестало «болтать» словно утлое суденышко в девятибалльный шторм. Пара километров, и перед нами открывается удивительно зрелище. Классическое деревенское кладбище, полностью огороженное по периметру новенькой бетонной оградой. Такая роскошь не у каждого городского погоста имеется. А тут самая настоящая сельская глубинка! Сразу видно, деньги вложены немалые.
— Порядка 600 тысяч рублей. Кстати, такая же ограда и на Паникинском кладбище, — поясняет сельский мэр.
На подъезде к драчевскому кладбищу обращает на себя внимание странное покосившееся сооружение из серых, «отшлифованных» дождями и ветрами бревен. Это бывшая часовня. В советские времена здесь хранили ядохимикаты. Здание обветшало, покосилось, но оно стоит, не рушится, хотя держится только самым настоящим чудом. Еще одно чудо — три вековых, совершенно потрясающих тополя. Когда-то они украшали вход в местный клуб. От клуба остался один холмик на месте фундамента, от бывшей Драчевской школы — вообще ничего. А ведь всего несколько десятилетий назад здесь бурлила жизнь!
— Сначала я хотел тополя спилить, — говорит Александр Владимирович. — Но местные жители встали за них горой — это памятник их прежней жизни, в которой они были молодыми, ходили в школу, в клуб, веселились, влюблялись, пели песни, работали. В общем, пришлось мне полностью поменять «концепцию». Ничего рушить не будем. Наоборот, сделаем все, чтобы память не исчезла вовсе.
«Американка» — это яблоко раздора
— А вот и наша общая «головная боль», — Александр Владимирович указывает на асфальтовую дорогу, ведущую из Драчевки, которая переходит в грунтовку так называемую «Американку».
Ведет она к федеральной трассе как раз на въезде в Медвенский район. Неподалеку от «Американки» расположен знаменитый паникинский лес. И талые воды из леса каждый год разрушают дорогу. Поговаривают, что не только воды, но и хозяйствующие субъекты время от времени «прикладывают к этому руку». Потом сами же и устраняют причиненный ущерб, потом опять вредят и опять устраняют — такова жизнь. Вот только не каждый хозяин (а в Паникинском сельсовете, как я уже говорила, хватает и сельхозтоваропроизводителей, и ИП) проявляет порядочность и ликвидирует нанесенный «Американке» ущерб. В общем, сотрудникам госавтоинспекции есть на что обратить внимание. После хорошего дождя, в сырую погоду, здесь можно обнаружить много интересного в части порчи автодорог крупногабаритной техникой. Причем речь идет не о банальном черноземе на асфальтовом полотне, а о самом настоящем разрушении дорожного полотна.
Если присмотреться повнимательнее, по краям асфальтированной дороги, которая является продолжением «Американки», и сейчас явно видны крутые рытвины, засыпанные строительным мусором, что не дает дороге обрушиться. Мусор этот, кстати, сельский мэр возил собственноручно на тачке. В выходной день, под проливным дождем. Но для широкомасштабного спасения асфальта этих мер недостаточно. Наверное, самым действенным «лекарством» все же будет пост ГИБДД, ну или проснувшаяся у причастных «субъектов» совесть.
Не столица, но жить можно
— Съехав с асфальта, мы вновь попадаем в царство грунтовок. Но это уже Драчевка — сущий «рай земной» в сравнении с Нахаловкой и Зеленовкой. Хотя дорога здесь не грейдировалась много лет, местные жители каким-то чудом умудряются не разбить ее своими «Нивами» и «УАЗами». Дорожное полотно здесь ровное, прочное, поросшее травкой, пройти по которой можно «аки посуху». Не столица, конечно, но бывают места и похуже.
— Мужчина, правда, здесь один живет. Его мама сильно больна, не поднимается. Скорая проезжает, но вот ходить мужчине по улице далековато. Надо бы ему, конечно, дорогу напрямки, позади огородов прочистить. Но это после грейдирования Нахаловки, Зеленовки и 3-ей Бригады. Опять же, по принципу большинства, — говорит Александр Владимирович.
Трудовой фронт — это про паникинцев
Проезжая по селу, то там, то здесь мы видели следы грандиозных работ по благоустройству. Напротив Никитского храма вырублена от клена внушительная площадь. Выкорчеваны пни, видно, что проводились работы по электрификации. А главный «виновник» этой суматохи — колодец с бетонным срубом — гордо красуется в самой середине расчищенной площадки. В Паниках с осени прошлого года идет широкомасштабная кампания по расчистке колодцев и родников. Как всегда, паникинцы легких путей не ищут — работы проводятся очень серьезные. Родники здесь знатные, местные жители утверждают, что лучшие в районе. Ну а колодцев, по нынешним меркам, великое множество – практически на каждой улице. И возле каждого из них следы грандиозных работ, благодаря которым колодцы освободились от кленовых терней и увидели божий свет. Теперь к ним можно и подъехать, и подойти беспрепятственно.
— Расчищали мы заросли клена у колодца на Щелковской горе, — с улыбкой вспоминает Александр Владимирович. — Пришли «на субботник» все бабушки и дедушки, хотя местных жителей специально мы не звали. От помощи мы, конечно, никогда не отказываемся, но что придут все старики, я, признаться, не ожидал. «От нас, — говорят они, — толку уже мало, но где веточку унесем, где две, все вам пособление!». Да так здорово у нас пошла совместная работа! Вот такие в Паниках люди. И это не преувеличение, это слова от чистого сердца. За стариками, конечно, по части общественной инициативы никто не угонится, но и молодые не отстают. Если нужно, они самый настоящий трудовой фронт откроют!
И это правда. Я сама видела, как люди лопатами, вручную пытались ровнять грунтовую дорогу. Как вырубали зловредный клен вдоль улиц, даже не возле своих домов, а на общественных территориях, просто так, «чтоб красиво было». Два года назад в межпоселенческом соревновании по благоустройству Паникинский сельсовет завоевал звание «Самое чистое село». Потом Переходящий Кубок был передан в другой муниципалитет. «Это не потому, что мы плохо старались, а потому, что другие поселения работали в данном направлении отлично, их же тоже поощрить надо», — шутят по этому поводу паникинцы. И мечтают вернуть титул самых аккуратных и рачительных селян в районе. Тем более, что шансы у таких славных людей и настоящих патриотов своей родины — самые реальные. Они, действительно, могут невозможное.
Единственное, что не по силам мужественным и трудолюбивым паникинцам — это заменить собой грейдер и другую тяжелую дорожную технику. Не тот масштаб. Понятно, что и у районной, и у сельской власти, и тем более, у сельхозтоваропроизводителей, забот сейчас хватает. Но и оставлять такую дорогу, как на улице Нахаловка, Зеленовка и 3-я Бригада нельзя. Это издевательство над людьми. Да, в районе немало грунтовых дорог. Да, многие из них нуждаются в расчистке. Да, на это нужны деньги. Или помощь хозяйствующих субъектов. Сможем ли мы решить эту трудную задачу? Или даже не попытаемся?
Нина Ткачева