Счастья хватит на всех!
Много лет живет на Медвенской земле азербайджанская семья Алиевых. За эти годы наш район стал для них второй родиной
Наш район, как маленькая копия великой России, является многонациональным. Турки, таджики, узбеки, армяне, азербайджанцы, украинцы, грузины — представители всех этих народов живут бок о бок с нами. Живут не один год — десятилетия. Их судьбы так же, как судьбы коренных медвенцев, неразрывно переплелись с историей нашей общей малой родины. И все же у каждого из них есть еще одна история, которую они не вправе забывать. Это история их народа, традиции, которые бережно чтут эти люди, передавая из поколения в поколение. Удивительно, но факт — даже дети мигрантов первой волны, пришедшейся на девяностые годы прошлого века, знают тонкости национальных обычаев едва ли не лучше бывших соотечественников, всю жизнь проживших на исторической родине.
И вполне понятно, что такие семьи до сих пор вызывают у нас большой интерес. Ну как, скажите, остаться равнодушными к красивейшему обряду восточной свадьбы или к традициям пышного гостеприимства. Да и весь уклад жизни мигрантов, в котором много необычного для современной культуры — увлекательнейшая тема. И она позволит поближе познакомиться с нашими соотечественниками, приехавшими из бывших союзных республик, а может быть, и вспомнить свои собственные, исконно русские традиции, и еще раз убедиться, сколько же у нас общего!
Много лет живет в селе Нижний Реутец семья Алиевых. В это село они приехали в начале девяностых. И остались на всю жизнь. Нынешний глава семьи Илгар Алиев пошел в Нижнереутчанскую школу в третий класс. Вместе с Алиевыми в далеком 1993-ем в Нижний Реутец приехала семья его будущей супруги — Элназ. Правда потом они перебрались в Белгородскую область. Но Элназ все равно вернулась на Медвенскую землю, став женой Илгара и полноправным членом большого и дружного клана Алиевых. Здесь следует отметить, что семья для Илгара и Элназ — самое главное, что есть на свете. И не только для них. Азербайджанская культура на первое место ставит интересы семьи, клана, и уже потом — отдельного человека.
— Все мы рождаемся на свет для того, чтобы создать свою семью, поддерживать и помогать родственникам, для того, чтобы прославить свой род хорошими и добрыми делами, чтобы родители тобой гордились, — уверен Илгар Алиев.
— И для того, чтобы быть счастливым, — поддерживает тему Элназ. — А счастье, это прежде всего дети. У нас их трое: дочь Рамина и два сына — Паша и Заур.
— Скажите, азербайджанские ребята воспитываются как-то по-особенному? На что вы обращаете главное внимание?
— На уважение к старшим. В наших семьях это очень важно. У нас никто никогда не может перечить отцу, младший брат — старшему. Отец в семье — высший авторитет. Если что-то с ним случается, его место занимает старший брат. Со стороны может показаться — ну надо же, какая честь для одного человека. Но на самом деле это величайший груз, ведь отец отвечает буквально за все, работает больше всех, переживает больше всех. Он, как Атлант, несет на своих плечах маленький небесный свод — семью. И то, что его должны беспрекословно слушаться — это не прихоть, а необходимость успешного руководства. Одно наше преданье гласит, что однажды сыновья бедного человека при встрече со знатным беем подошли поздороваться прежде всего к своему отцу, который был слугой этого господина, а потом уже к богачу. Бей сначала разгневался, а потом понял — все правильно, ребята тем самым показали, что больше всего на свете уважают отца. Так и должно быть!
— А как же мать в семье? Говорят, что в восточной культуре женщина находится на втором плане.
— Мать не может быть на втором плане никогда. Это в принципе невозможно, ведь для своего ребенка она всегда будет самой любимой и самой важной. Все азербайджанцы не просто уважают своих матерей. Они ценят их превыше всего на свете, у нас даже есть пословица — «Право матери — это право Бога». И муж всегда советуется с женой по всем важным вопросам. Кстати, иерархия старшинства существует не только в отношении отца. Старшей женщине в семье подчиняются все представительницы прекрасного пола — и дочери, и невестки, и внучки. Второе место после нее занимает жена старшего сына. Знаете, у нас когда начинается сватовство, первыми в дом невесты идут женщины — будущая свекровь, ее дочери и сестры. Они смотрят на девушку, нравится она им или нет, и если да, то только тогда приходят сваты — мужчины. А вы говорите, мы недооцениваем своих женщин!
— Восточная свадьба — это очень красиво. А что в ней самое важное?
— Самое важное — благословение родителей. Без этого брак не будет счастливым.
— Скажите, а у вас была традиционная свадьба?
— Конечно. Это было грандиозное событие для нас. Азербайджанские свадьбы длятся не одну неделю, и наша тоже была длинной. Сначала было сватовство. В семью Элназ пришли женщины из клана Алиевых. Подарки у нас дарят обязательно на подносах — хончах. Конфеты, сладости, непременно хлеб (о нем мы расскажем особо), цветы, фрукты. Все очень красиво оформлено. Потом в качестве сватов к моей будущей жене пришли мужчины — и опять праздник, опять подарки невесте. На этом этапе дары становятся более «весомыми» — одежда, ювелирные украшения. Затем празднуется помолвка, где невесте дарят кольцо с драгоценным камнем и надевают на голову платок. Потом в доме невесты собирают приданое. Это целый обряд, в котором участвуют все родственники будущей новобрачной, и опять угощение, веселье. А само приданое это красивая посуда — азербайджанки ее очень любят и знают в ней толк. По возможности жена может привезти в дом мужа мебель для спальни. И это все. Больше от нее ничего не требуется, ни квартир, ни автомобилей, ни коров, ни баранов. Конечно, отец невесты может подарить или завещать дочери какое-либо имущество, но это необязательно. К приданому мы относимся чисто номинально, ведь жену должен обеспечивать муж. Напротив — саму девушку одариваем подарками на протяжении всей длительной свадьбы.
— А ведь есть еще выкуп невесты?
— Да, его платит семья жениха отцу новобрачной, но эти деньги потом все равно тратятся на свадьбу.
— А почему восточные свадьбы длятся так долго?
— Наверное, потому что для каждого человека в жизни главное событие — рождение его семьи. Ну и для того, чтобы у всех родственников была возможность приехать и принять участие в веселье. Кстати, наши свадьбы спланированы так, что большая их часть посвящается именно женщинам. Например, обряд красить руки невесте хной, точнее не красить, а наносить красивые узоры. После новобрачной узоры рисуют на руках все девушки. Это очень весело! А еще после помолвки во время обряда «сбор приданого» невеста дает померить обручальное кольцо незамужним подругам. Кому оно будет впору, та выйдет замуж быстрее всех.
— У нас для этого нужно поймать букет невесты. А давать примерять обручальное кольцо чужим людям считается плохой приметой.
— Но ведь люди-то не чужие, это родственницы, подруги, гости. Гость не может быть чужим! Гость у нас уважаем так же, как все родственники.
— Ну, о восточном гостеприимстве жители нашего района, наверняка, наслышаны. Я лучше спрошу Элназ: как женщина может готовить столько сложных блюд каждый день, ведь, судя по всему, гости в азербайджанских домах пребывают постоянно.
— Готовить мы учимся с детства. И совершенствуем мастерство всю свою жизнь. Представьте — девочка начала заниматься художественной гимнастикой в пять лет. К 15 годам стала чемпионкой. В 25 лет выполнить сальто или шпагат для нее — легче легкого. А в 30 лет у нее уже есть помощницы — ученицы. Так и в кулинарии. Здесь все азербайджанские женщины — чемпионки. А к старости у нас появляются помощницы — дочери и невестки. Что касается лично меня, то я очень люблю готовить, потому что очень люблю, когда дом полон гостей, полон радости и веселья, когда гости привозят с собой детей, повсюду смех, игры, песни.
— Правда ли, что в азербайджанской кухне насчитывается более 40 видов плова, и что чай вы пьете не после еды, а до нее?
— Плова у нас более 50 видов (и необязательно с мясом), а чай мы пьем и до и после. Это наш любимый национальный напиток. Чай у нас всегда на столе, так же как хлеб. А к хлебу отношение особое. Многие думают, что главное в восточной кухне — это шашлык и плов. Нет, главное — это хлеб! У нас его так же несколько десятков видов. От обычного лаваша, до пышных свадебных караваев. И он очень вкусный! Наши гости говорят, что сам хлеб может считаться отдельным блюдом.
— То есть, как и у русских, «Хлеб всему голова»?
— Да — да, именно так!
— Но у нас есть еще одна пословица: «Не хлебом единым…»
— Мы понимаем, о чем Вы говорите. У нашей нации много традиций, которые стали основанием для национальной гордости. Это и искусство, и кулинария, и музыка. Но прежде всего это спорт. Излюбленным видом спорта в Азербайджане является борьба гюлеш, сохранившая свои типичные национальные особенности. У гюлеша есть элементы, общие с вольной борьбой, с самбо и другими видами борьбы, но много в ней и самобытных типичных особенностей. Здесь широко применяются захваты за ноги и допускаются подножки, подсечки.
— Сразу видно, что Илгар знает о борьбе не понаслышке.
— Когда-то я занимался, но сейчас не до этого — семью обеспечивать надо. Так что мои мечты воплощает в жизнь старший сын Паша.
Я смотрю на сидящего напротив меня юношу. Приветливый, улыбчивый, но на протяжении всего разговора он скромно молчал. Пашу я знаю несколько лет. Я видела его на сцене — он блестяще играл главную роль в спектакле «Синель» по повести Константина Воробьева. Я видела его на ринге в секции рукопашного боя Медвенской ДЮСШ, я видела его на пьедесталах почета на соревнованиях регионального и даже международного уровней. Несмотря на юный возраст, Паша Алиев обладает рядом серьезных наград — вторым местом на международных состязаниях «Высота», третьим местом на соревнованиях ЦФО и целой россыпью наград областного уровня. Собственно, решение написать о семье Алиевых пришло из-за Паши — в районном спорте он фигура заметная. Но во время нашей встречи он не произнес ни слова — нельзя, когда говорят старшие. Молчала и единственная дочь Алиевых — красавица Рамина. За нее говорил отец — девятый класс наша Рамина окончила, ОГЭ сдала успешно! А Пашку я три раза в неделю сам вожу на тренировки в Медвенку. Тяжело, конечно, я ведь работаю, я и автомеханик, и строитель. Но для детей готов на все, лишь бы они были счастливы…
И было в интонации Илгара, когда он произносил эти слова, что -то до боли знакомое. Что именно, я вспомнила почти сразу — да ведь так говорят все мои земляки — и русские, и армяне, и таджики: «Лишь бы дети наши были счастливы!». Потому что нет у нас у всех иной цели в этой жизни, и нечего нам по большому счету делить — счастья, его ведь на всех рассчитано поровну.
Нина Ткачева