Нарисовать Родину
нечный день в конце мая площадь перед Администрацией района заполнили дети. Беглого взгляда на них хватало, чтобы понять: ребята эти не обыкновенные и пришли они в центр не по привычным делам — посидеть на лавочке, отдохнуть… Мальчики и девочки сжимали в руках планшеты, баночки с красками, простые карандаши. Юные художники? Подхожу ближе. Так и сесть! Преподаватель Медвенской детской школы искусств Ольга Ивановна Агеева ставит перед своими воспитанниками задачу:
— Сегодня у нас рисование на улице. Кто-то изобразит деревья, кто-то — элементы архитектуры, кто-то — цветы. Выбирайте то, что больше нравится.
Юные художники с сосредоточенными лицами оглядываются. Карандаши сперва медленно, а потом все быстрее движутся по листам. Брызнули краски — и на работах начала появляться площадь Героев. Над цвета охры главным зданием района трепещет российский флаг. На похожем на осколок солнца камне высечены слова из древнего документа о тех, кто в далеком 1655 году поселился на медвенских землях. Взгляд любуется строгими, величественными линиями бывшего Успенского храма, а сегодня — Центра народного творчества. В живых бликах Вечного огня на мраморных плитах колонны фамилий бойцов, отдавших жизнь за освобождение района от немецко-фашистских захватчиков. Здесь сошлись прошлое с настоящим. И — будущее: юные творческие дарования пытаются раскрасить знакомую картину своими цветами.
Дети уже расслабились. Из их глаз исчез обращенный к себе вопрос: получится — не получится? Жесты уверенны. Чувствуется, что ученики делают работу, которую знают и любят. Вот уже зазвенели детские голоса, смех. Юные художники делятся впечатлениями. Прохожие одаривают их улыбками и одобрительными репликами. Я подхожу к Ольге Ивановне. Мы заводим неспешный разговор.
Уже 15 лет учит она ребятишек в ДШИ, как обращаться с кистью и красками. Когда сама училась в Медвенской школе, в музыкалке художественного отделения еще не было.
— Спасибо нашему учителю изобразительного искусства Елене Ивановне Лащевой. Она давала нам прекрасные знания.
Позднее Елена Ивановна стала одним из первых педагогов открывшегося художественного отделения Медвенской детской школы искусств. Теперь ее ученица передает вечную эстафету прометеевского огня. Воспитанники Ольги Агеевой побеждают в конкурсах разного уровня. Недавно она выпустила пятый класс. Итоговые работы юных художников по станковой композиции, выполненные маслом на холстах, оценивала комиссия из Суджанского колледжа искусств имени Н.В. Плевицкой. Все они получили высший балл.
Ольга Ивановна оставляет меня. Медленно обходит своих учеников.
— Молодец! — слышу я подбадривающее. — Замечательно!
Ребенок расцветает на глазах.
— Дерево получилось хорошо, – внимательно разглядывает педагог уже следующий рисунок. — Но я бы добавила облако, траву. Так композиция будет законченной…
Начинается кропотливая работа над деталями.
Группа детей во главе с другим педагогом, Анной Алексеевной Киреевой, уходит по мосту к Савицкому саду. Я следую за ними. Мы поднимаемся на возвышенность. Отсюда в малахитовой оправе садов и полей поселок виден как на ладони. Сто лет назад стоял здесь Ефим Чепцов. Жадными глазами осматривал родные просторы. А вскоре появились его картины «Подготовка к осенним испытаниям», «В выходной день», написанные именно здесь. В одной из школ после революции учил он детей рисованию. Так что первым повел медвенских ребятишек в мир живописи заслуженный деятель искусств РСФСР Ефим Михайлович Чепцов.
Наследники его задумчиво смотрят вдаль.
— Постарайтесь передать красоту природы, которая выражается в ее ярких красках, разноплановости, фактурности. А главное — вложите в свою работу частичку души, чтобы ваши этюды получились неповторимыми, как вы сами, — говорит Анна Алексеевна.
И педагог отступает в тень. На первом этапе Анна Алексеевна старается помогать своим воспитанникам только словом, советом, не выправляет их работы умелой рукой.
— Мне хочется, чтобы ребята не теряли свою индивидуальность, — горячо объясняет преподаватель. — Чтобы у каждого был свой почерк.
Кстати, и Анна Алексеевна — ученица все той же Елены Ивановны Лащевой. В школе быстро оценили способности талантливой девочки. Она рисовала стенгазеты, писала лозунги. Художественно-графическое отделение Обоянского педучилища закончила с красным дипломом. Пять лет отучилась в Воронежском государственном педагогическом университете. Десять лет отработала учителем изобразительного искусства в Чермошнянской школе. Двенадцать — в детской школе искусств. Главное слово в ее репликах — «люблю»: «люблю свою работу», «люблю детей», «мне нравится наблюдать, как они растут с каждым годом»… Признается, что это совсем непросто поддерживать у детей XXI столетия, избалованных электронными игрушками, неугасающий интерес к искусству, появившемуся первым на земле. Но Анна Алексеевна не зря занимает должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. У нее масса идей. В школе практикуются выездные выставки в Доме-музее им. Е.М. Чепцова, Центре народного творчества Медвенского района. Позволяют охватить большую зрительскую аудиторию онлайн-выставки в сети Интернет. Любовались юные художники шедеврами мировой живописи в Курской картинной галерее имени А.А. Дейнеки. На Тепловских высотах всматривались в «полотно» Курской битвы. Да и личный пример Анны Алексеевны — тоже яркий маяк для учеников.
Ее жизненный девиз: «Пока зовут, надо идти». Вот и спешит Анна Алексеевна на свет ярких дел. Принимает участие в выставках и конкурсах. В начале года ее работа красовалась в Литературном музее Курска на Носовском пленэре. Ее рисунок стал обложкой книги «Чтобы помнили их имена и подвиги», в которой увековечена память о медвенцах, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. Для написанной мной в соавторстве с сестрой Натальей сказки «Только для чудесных детей!» воспитанниками Анны Киреевой и Ольги Агеевой создали чудесные иллюстрации. Анна Алексеевна проиллюстрировала другую нашу книгу — «Путеводитель по действующим и утраченным храмам Золотухинского района». Сейчас готовит рисунки для аналогичного сборника по Медвенскому району. Чтобы от иллюстраций повеяло светом, как от самих святынь, педагог-художник изучала их историю, настраивала душу на особый лад. Этому же она учит своих учеников: важна не только техника, нужна духовная наполняемость. К слову сказать, всю сложную и ответственную работу Анна Киреева сделала совершенно бесплатно.
— Мне хочется оставить добрый след в родном краю, в памяти земляков, — признается она. — На это же настраиваю учеников. Но я им говорю еще и другое: на хлеб своим ремеслом вы всегда заработаете. Даже, если это не будет основной вашей работой. А вот одна из выпускниц, Полина Борисова, моей коллегой станет: она на худграфе в Обояни учится.
Наш разговор прерывается. Анна Алексеевна помогает своим ученикам довести работы до совершенства. На рисунках детей — красота отчей земли. Они будут выставлены в Доме-музее Е.М. Чепцова к 90-летию Курской области на выставке под названием «Родные просторы глазами юных художников».
Ольга Артемова
Материал подготовлен в рамках проекта «Новый поток: конкурс команд детских школ искусств Курской области» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив».