Главное, чтобы дети ходили в библиотеку!
Она знает по именам всех учащихся огромной Медвенской школы. И выпускников тоже. И, конечно же, все ребята знают Татьяну Валентиновну Останкову — хозяйку очень-очень интересного, можно даже сказать, волшебного места — школьной библиотеки
Половина жителей нашего поселка помнит, как прибегали сюда на переменах, как переступив порог, забывали о всех тяготах и неприятностях нелегкой ученической жизни. В школьной библиотеке никогда не ставили двоек, не критиковали и никогда никого не обижали. Напротив, здесь вселяли в ребят веру в свои силы, в свои возможности, открывали двери в удивительный и прекрасный мир литературы. И это как бесценный дар каждому ребенку. Дар, который во взрослой жизни повторяется далеко не всегда. Ведь такие люди, как Татьяна Валентиновна Отсанкова, встречаются редко.
— Никогда не забуду, как однажды второклассник взял с полки первый том «Война и мир» Льва Толстого и попросил меня записать ему книгу для прочтения дома. Да так настойчиво! Я еле отговорила. А потом две недели мучалась, боялась, что малыш обиделся. Не выдержала, пошла к нему в класс, побеседовала по душам. Потом он стал моим активным читателем, наша дружба длилась долго, — вспоминает Татьяна Валентиновна.
В самом центре уютной, солнечной, яркой и радостной школьной библиотеки установлен оригинальный ростомер. Вместо делений на сантиметры там книги — в самом низу букварь и сказки для дошколят. Повыше — произведения посложнее. На вершине Ремарк, Толстой, зарубежные классики.
— Всем первоклассникам я обязательно объясняю, как они будут расти вместе с книгами, — продолжает рассказывать Татьяна Валентиновна. — И все без исключения малыши понимают меня буквально. Замеряют рост (он, как правило, приходится на произведения Некрасова) и утверждают, что уже «доросли» до русских классиков! И каждый год я объясняю детям, что на самом деле означает «дорасти» до той или иной книги.
— Где Вы взяли такой замечательный ростомер? — спрашиваю я, рассмотрев поближе удивительную конструкцию.
— Это одна из креативных идей моего библиотечного ремесла. Я подписана, наверное, на все существующие в России группы школьных библиотекарей. У меня масса друзей по всей стране. Башкортостан, Карелия, даже станица Вешенская, где родился Михаил Шолохов. В интернете мы общаемся, обмениваемся идеями, участвуем в конкурсах. Словом, жизнь бьет ключом!
— А это что такое? — я беру в руки один из множества огромных фолиантов из распечатанных на принтере листов.
— О, это уже мое изобретение. Очень нужное, кстати. Приходит ко мне ребенок и просит редкое литературное произведение. Например, какую-либо басню, стихотворение, рассказ. А в школьной библиотеке его нет. И тут на помощь приходит интернет. Нахожу, распечатываю, вкладываю в файл, подшиваю. Получается своеобразная книга, эдакий сборник редких произведений. У меня их очень много, и все они подобраны по темам — зимние сказки, сказки о грибах, о тиграх, о солдатах, о Петре Первом, в общем, обо всем на свете, афоризмы в баснях Крылова, стихи по темам, пословицы по темам. Всего не перечислишь.
— Честное слово, такое вижу впервые! Просто ноу-хау в библиотечном деле!
— Ну что Вы! Просто детям это нужно для учебы. Зачем тогда библиотека, если она не может помочь ребенку.
— Вы работаете в тесном контакте с педагогами. Я знаю, что в случае необходимости, Вы можете заменить на время любого преподавателя Медвенской школы.
— Да, это так. По своей специальности я педагог-библиотекарь первой категории. В случае необходимости могу провести любой урок в любом классе, от первого до одиннадцатого.
— Для школы Вы просто сокровище!
— А я думаю, что истинное сокровище — это наша Медвенская школа. Педагогический коллектив, дети, родители. Когда я двенадцать лет назад начинала здесь работать, школьную библиотеку пришлось буквально воссоздавать. После какой-то реорганизации в ней было всего пара стеллажей и несколько книг. Но постепенно, как говорится, всем миром появилось все. Учителя, родители, дети — все приносили в библиотеку книги. Очень помогли коллеги из детской библиотеки. Огромное содействие всегда оказывал бывший директор школы, ныне начальник управления образования Алексей Теплов. Одна бы я ничего не сделала!
— Самый запоминающийся день в Вашей карьере?
— Когда мы переехали в здание новой школы. Старшеклассники, перевозившие книги, тогда сказали мне: «Татьяна Валентиновна, прежде чем заходить в новую библиотеку, примите валидол. И действительно, я зашла и обомлела. Огромное помещение, а посредине гора книг. Но ничего, мы — справились. Обустраиваться мне помогало столько людей! И ребята, и педагоги, и мои коллеги-библиотекари.
— Что самое главное в Вашей работе?
— Главное, чтобы дети ходили в библиотеку. До того, когда они станут взрослыми и на них обрушатся все соблазны мира, они должны приобрести такие душевные качества , которые помогут им оставаться хорошими людьми. Книги — это ведь не только «путеводитель в житейском море». Это наш щит от зла, от суетности, от ненужного тщеславия и роковых ошибок. Пусть этот щит будет у наших детей. Ради этого я и работаю.
Подготовила Нина Ткачева