Цифровые технологии — выбор нового поколения
Паникинские школьники устраивают на переменах маленькие «игры будущего»
А вы знаете, что это такое? Одноименный мультиспортивный международный турнир прошел недавно в Казани. Это спортивное шоу, в котором спортсмены соревнуются между собой на компьютерной, а затем и на настоящей аренах. Кто бы мог подумать, что современные технологии позволят устраивать подобные мини-турниры даже на базе сельской школы, например, в Паниках.
В начале этого года воспитанники преподавателя по робототехнике Инны Потопахиной устроили футбольный матч среди роботов. Эту игру, кстати, посмотрели более 1000 человек на школьной странице ВКонтакте. До чего дошел прогресс! Ну а я отправилась в Паникинскую школу, чтобы увидеть это чудо техники лично.
Кабинет физики — «святая святых» робототехнического кружка. Здесь из обычных деталей конструктора школьники собирают и «оживляют» небольших роботов.
— Судя по тому, что из них можно уже делать выставку, процесс этот детям нравится? — спрашиваю я у Инны Валентиновны.
— Особенно ребятам из начальной школы. Они готовы заниматься робототехникой каждый день и целыми днями. Для этого у нас имеются конструкторы Mindstorm EV3, они приобретены в нашу школу в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование». Другие наборы поступили для «Точки роста». Есть конструктор «Знаток», из него дети по схемам собирают электрические устройства. В результате прибор должен издать звук, засветиться, стрелка на амперметре должна отклониться — в общем, должно произойти какое-то действие. И если у ребят это получилось, они готовы, чтобы это у них пищало или двигалось целый день, пока ни посадят батарейки.
Слова педагога были подкреплены фактом буквально через несколько минут — во время нашего интервью к нам присоединились ребята из начальных классов: Артем Придворов, Андрей Иванов и Никита Губарев. И первый вопрос от них — педагогу: «А сегодня можно прийти роботов собирать?». Ответ, несомненно, был положительный.
— Расскажите про тех роботов, которые вам нравятся, — попросила я ребят.
— Это футболисты, — ответили они чуть ли не хором.
— А есть из них тот, который чаще побеждает?
— Это зависит от человека. Ведь тут еще и смекалка нужна.
— А вы сами-то в жизни в футбол играете?
Оказалось, что эти мальчишки очень любят на улице погонять мячик и даже знают правила. Так что матч роботов был хоть и упрощенный, но настоящий.
— Можете показать, чему вы научились на робототехнике?
— Конечно.
Мальчишки тут же схватили конструктор и через пару минут из специальных деталей и батареек собрали замкнутую электрическую цепь, которая при включении издавала звук сирены. «Это просто, мы по схемам легко собираем», — пояснили дети. А ведь занимаются они на кружке чуть больше полугода.
— Когда вырастете, наверное, станете сами изобретать и программировать роботов?
— Да, нам это нравится.
Юные конструкторы убежали на урок, а мы с Инной Валентиновной продолжили беседу:
— Как Вам удалось так заинтересовать детей?
— Вот пример. В декабре я побывала в Москве на ВДНХ. И там на выставке увидела роботов-футболистов. Меня они очень заинтересовали. Я их даже сфотографировала. Приехала домой и решила собрать таких же с моими воспитанниками. У нас получилось, и нам не терпелось провести игру. Тут же в школе нам изготовили игровое поле с воротами. Мы с детьми с помощью программы на телефонах запустили этих роботов. Первая игра вызвала у младших школьников самый настоящий восторг. Да и по сей день, когда на перемене выносим поле и роботов для игры в коридор, собирается куча болельщиков. На перспективу мы уже планируем собрать роботов-борцов.
— Насколько мне известно, это не Ваш профессиональный профиль. Как Вы пришли к робототехнике?
— Да, я учитель обществознания и истории. Но мне показалось это занятие очень интересным, хоть и приходилось все изучать самостоятельно с нуля. Я постоянно езжу на семинары, которые в КИРО проводят мои коллеги и специалисты из ЮЗГУ. Они нам все демонстрируют и рассказывают, как это можно применить. А потом в школе я что-то из этого сама внедряю в практику. Помогает мне учитель информатики Александр Анатольевич Потопахин. Идей по робототехнике у нас много.
— А чему еще можно научиться на кружке?
— На наших занятиях учащиеся осваивают базовые знания механики, схемо- и электротехники, моделирования и программирования. Языки программирования ребята изучают на уроках информатики. В процессе создания «умных» механизмов дети развивают воображение, внимательность, учатся эффективно взаимодействовать в команде, так как над некоторыми моделями работают целыми группами либо парами. Занятия у нас проходят в трех группах по возрастам. Старшеклассники даже пытаются сами что-то «изобретать» методом проб и ошибок. У них есть знания по физике и информатике, что помогает на практике. И они собственным экспериментальным путем достигают каких-то результатов либо приходят к выводу, что их способ действия не эффективен. Младшие школьники погружены в робототехнику с головой. С ними мы еще не пробовали программирование, они пока набивают руку в сборке моделей. Но тем не менее, мы собрали робота, который издает звуки, светится и может произносить фразы или даже петь песню. А еще у нас есть робот-художник, который по заданной программе рисует собачку.
— Не перестаю удивляться новым технологиям…
— На самом деле многим детям это дается очень легко. Молодежь сейчас более развитая. Даже можно что-то полезное от них перенять. Получается, и учишь, и учишься с детьми. В ноябре в течение недели мы с ребятами из 8 класса ездили в детский технопарк Кванториум на чемпионат по робототехнике. Их цель была — собрать роботов, запрограммировать их, чтобы они выполняли функции: захват кубика, перенос его в ворота, возврат на исходную позицию, а потом повтор действий в обратном порядке. Это довольно сложно. И я рада, что мои ребята с этим справились.
— Значит, у Вас есть талантливые ученики?
— Каждый талантлив по-своему. Вот, например, наш выпускник Сергей Любимов стал лауреатом 2 степени Областного технического фестиваля «Наследники Победы» — в номинации «Конструкторское бюро». Он без чертежей и схем сам придумал и собрал из конструктора модель танка. Ему не нужны были схемы, они были у него в голове. Сергей в школе собирал модели с закрытыми глазами. Сейчас он получает профессиональное образование и учится на технолога машиностроения.
— Получается, что возможности современной школы позволяют поставлять готовых студентов в технические вузы. Это хороший уровень!
Говоря о новых технологиях в школе, я не могла не поинтересоваться, как используется принтер для трехмерного моделирования, полученный в рамках федеральной программы «Успех каждого ребенка». И меня снова удивили.
— Он работает постоянно, — сказала директор школы Надежда Суровцева. — Мы долгое время изготавливаем на нем детали, необходимые нашим солдатам на СВО. А теперь набрались опыта и все, что можно сделать самим в качестве пособий для учителей, мы изготавливаем самостоятельно, запрограммировав принтер. Обратите внимание, наборы шахмат, которые здесь представлены, напечатаны на нашем принтере. У нас очень много в школе детей, желающих научиться играть и участвовать в соревнованиях по шахматам и шашкам. И четырех приобретенных наборов для всех оказалось слишком мало. Учитывая, что шахматы — очень дорогие, мы решили их напечатать сами, чтобы хватило всем желающим. Наличие принтера значительно расширило наши возможности. И выходит гораздо дешевле, чем покупать готовое изделие.
Полезная техника! Инна Валентиновна даже продемонстрировала мне, как этот чудо-аппарат работает. Он как раз допечатывал шахматную фигуру. Оглядевшись в учительской, я увидела, что деятельность кружка робототехники здесь видна повсеместно. Сконструированные детьми модельки из конструктора стоят на полке в шкафчике по соседству с пробными вариантами 3-D моделей, тут же лежат коробки с детскими конструкторами. Есть даже трехмерный скелет динозавра. И все это, благодаря заинтересованным педагогам и новому оборудованию, является для современных детей уже не каким-то технологическим чудом, а обычной учебной практикой.
Ольга Пальчикова