26 мая — День российского предпринимательства. Бизнес с человеческим лицом
Прибыль, сверхприбыль, огромные доходы, рост цен на товары и услуги…
Относятся ли эти понятия к современному российскому бизнесу? Да. Но… Тяжкий труд, обеспечение населения товарами первой необходимости, выполнение важнейших, можно сказать, стратегических задач по поддержанию нормальных условий жизни в сельской глубинке — это тоже бизнес.
Правда, больше наш, родной, сельский. Бизнес с человеческим лицом. Оказывается, есть и такой…
Минувшей зимой водитель автолавки ИП Бекетова В.Н. Алексей Алферов три часа откапывал автомобиль из снежного плена на хуторе Монастырский Нижнереутчанского сельсовета. На вопрос, зачем автолавка поехала в такой буран и мороз на затерянный среди бескрайних полей хуторок, продавец Алина Левшина ответила просто:
— Если мы не приедем в условленный день, старики будут ждать следующего подвоза хлеба еще четыре дня. А хлеб у них закончился уже сегодня…
Вот такая «дорога жизни» получается. И ведет она не на один только Монастырский. Маршрут героической (по-другому и не скажешь) команды передвижной автолавки — самые труднодоступные населенные пункты района — хутора, выслеки и деревеньки Гостомлянского, Чермошнянского, Вышнереутчанского, Нижнереутчанского и Панинского сельсоветов. Десятки километров по бездорожью, по занесенным снегом или размокшим под дождем грунтовкам, на автомобиле, на который даже смотреть страшно, не то что разъезжать на нем по крутым склонам проселочных дорог.
— По идее, наш рабочий день заканчивается в 18.00, — рассказывает водитель Алексей Алферов. — Но мы никогда не уйдем с маршрута, если не успели заехать в одну из деревень по графику. Что бы ни случилось!
А случается всякое. И в грязи застревали, и колесо в логу меняли, и из снежных заносов сами откапывались. Но люди ждут. Для селян это едва ли не единственная возможность приобрести необходимые продукты питания.
— Наша Алиночка — золотой человек, — наперебой утверждали жительницы деревни Николаевка. — У всех нас есть ее номер телефона. Что нам нужно из продуктов, мы звоним — она привозит.
— Скажите, а ваша автолавка доезжает только до границы населенного пункта? — задаю я вопрос Алине.
— Что Вы, наши покупатели в основном все старенькие. Как бабушка понесет тяжелую сумку с продуктами с околицы! Нет, мы подъезжаем в центр деревни или туда, где больше всего проживает людей.
Кстати, Николаевка — одна из самых цивилизованных деревень в списке обслуживаемых населенных пунктов Алины и Алексея. Сюда ведет асфальт. Но автобусы не ходят. Чтобы выехать куда-либо, жителям надлежит пешком пройти до автотрассы Москва-Белгород несколько километров. Зато по дороге с твердым покрытием. По самой Николаевке асфальта нет. Одна из селянок, пришедших к автолавке, рассказала мне, что зимой, когда у нее поднялась очень высокая температура, скорая не могла проехать к ее дому из-за снежных заносов. Больная женщина сама вышла к началу асфальтовой дороги, где ее и осмотрели медики. Вот такая она, наша действительность. И разве только в одной Николаевке! Так что бизнес в подобных деревеньках и хуторах — это не сверхдоходы! Это — автолавка, которая привезет хлеб, чай, масло и сахар. Это ребята, которым приходится не только в буквальном смысле вкалывать, но и зачастую рисковать своей жизнью, чтобы никто из стариков, как говорит Алина Левшина, «не сидел без хлеба».
Нина ТКАЧЕВА