Свалкам не место на землях сельскохозяйственного назначения
Плодородные земли являются национальным достоянием. Рациональное использование и охрана земельных ресурсов – задача государственной важности.
Одной из первоочередных экологических проблем является проблема отходов. На сегодняшний день складывается сложная ситуация по вопросам законного обращения с отходами всех видов и классов опасности. Бесхозяйственное отношение к земле недопустимо, так как это ведет к неотъемлемому снижению ее плодородия.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ответственность за подобное правонарушение несет непосредственно лицо, допустившее захламление земельного участка, собственник, а также органы местного самоуправления, в компетенцию которых входят вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды, в том числе организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Несанкционированные свалки представляют собой большую эпидемиологическую опасность. Свалка – это серьёзный источник загрязнения окружающей среды и земель сельскохозяйственного назначения.
Кроме этого, почва – основа сельскохозяйственного производства, обеспечивающего человека продуктами питания как растительного, так и животного происхождения. Существенный ущерб плодородию наносят несанкционированные свалки ТБО, складирование отходов производства. Восстановительный период для земель, пострадавших от захламления промышленными и бытовыми отходами бывает очень длительным и требует значительных экономических затрат.
За невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа: на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Кроме того, статьей 76 Земельного Кодекса Российской Федерации, статьей 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказом Минприроды РФ от 08.07.2010 № 238 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» предусмотрена обязанность правонарушителя по возмещению в полном объеме вреда, причиненного в результате совершения им земельных правонарушений добровольно либо по решению суда. При этом иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
Управлением Россельхознадзора по Орловской и Курской областям проводятся постоянные разъяснительные мероприятия, а также проводится работа по выявлению земель сельскохозяйственного назначения, подверженных захламлению. Но охрана земель сельхозназначения – задача не только государственного уровня, но и каждого из нас.
Старший государственный инспектор Курского отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Орловской и Курской областям Сергей Дмитриевич Кирин